• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рекомендации по выполнению исследовательского проекта для участия в конкурсе «Юный социолог»

1. Проект должен быть выполнен на актуальную тему, сформулированную участниками самостоятельно.

2. По результатам исследования исследовательская группа или индивидуальный участник готовят и предоставляют в жюри презентацию и письменный отчет. 

3. Письменный отчет должен содержать в себе следующие пункты:

3.1 Обоснование актуальности выбранной темы. Обоснование актуальности следует проводить с опорой на факты современной социальной и социально-экономической жизни, данные социологических исследований, опросов и т.д. Возможно также привлечение материалов из школьной программы, в том числе, обращение к сопредельным обществознанию предметным сферам (история, литература, МХК и т.д.).

3.2. Определение предмета и объекта исследования.Выполняя данный этап, следует помнить, что объектом исследования называется часть объективного мира, свойства которой (отношения, характеристики  и т.д.) изучаются в ходе проводимого исследования. Предметом исследования называются сами исследуемые характеристики. Например, при изучении длины стола объектов является стол, а предметом его длина. Если исследуются представления современной молодежи об однополых браках, то объектом является молодежь (при этом следует указать более детально их социально-демографические характеристики), предметом – их взгляды на эту проблему. Грамотное разведение объекта и предмета исследования является важным условием адекватного выполнения последующих этапов проекта.

3.3. Цель исследования и исследовательские задачи.Если цель представляет собой краткую формулировку ожидаемого результата, то задачи представляют собой этапы и условия, выполнение которых является необходимым для решения поставленной задачи. 

3.4. Гипотезы исследования (исследовательские предположения). Любое исследование, как известно, начинается не с наблюдения, а с предположения. Например, изучая отношение современной молодежи к однополым бракам, мы можем предположить, что оно будет различным в зависимости от местожительства респондента (столичный город, региональный центр, сельская местность и т.д.), религиозных взглядов, этнической принадлежности, уровня образования и т.д. Система гипотез как раз и формирует основные направления проводимого исследования.  

3.5. Используемые в проекте исследовательские методы. Поскольку данная работа выполняется школьниками, от них не требуется подробное описание исследовательских методик. Тем не менее, в работе должны быть определены исследовательские методы, по крайней мере, на самом общем уровне, и указана специфика их применения. Наиболее часто в подобных проектах используются метод формализованного анкетного опроса, интервью, контент-анализа. Однако нередко встречается использование и других, менее распространенных методов.  Очень важно продемонстрировать понимание ограничений, которые накладывают  используемые методы на получаемые результаты.

3.6. Основные используемые понятия. Обращаясь к выполнению данного раздела необходимо помнить, что специфика любой науки, а социологии в особенности состоит в том, что используемые в них понятия, даже если они имеют в обыденном языке совпадающие с ними по звучанию слова и термины, в большинстве случаев отличаются от последних и по содержанию, и по степени строгости. Например, то, что подразумевает под групповой обыватель в значительной степени отличается от того, что под ней подразумевает социолог. Именно поэтому строго определить в начале исследовательского проекта используемые в нем категории, понятия и концепты является важнейшим условием его успешного грамотного выполнения.

3.7. Результаты исследования и их анализ. В данном разделе должны быть четко и однозначно зафиксированы полученные результаты. Эти результаты могут быть представлены в виде таблиц, графиков, гистограмм и т.д., снабженных соответствующими пояснениями. Отдельно должен быть выполнен их анализ и интерпретация. Наиболее распространенная ошибка на данном этапе – получение выводов, на самом деле, не вытекающих из результатов. Именно поэтому здесь очень важно четко разграничивать выводы, однозначно следующие из полученных результатов, и предположения, которые, например, могут быть проверены и уточнены в ходе последующих исследований.

3.8. Заключение. Здесь кратко подводятся основные итоги исследования, могут быть указаны возможные направления его продолжения.

Также рекомендуется сделать приложения, в которые могут быть включены анкета, план интервью и т.д.

В конце отчета должна быть приведена используемая литература по теме, оформленная в соответствие с современными требованиями. 

Дополнительная литература:

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 32-61 (Глава 2. Язык социологического исследования). URL: <http://www.auditorium.ru/p/showindex.php?ShowIndex=205>.

2. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ‑ВШЭ, ИНФРА‑М, 2001. С. 10-23, 86-102. (Главы 1, 4)

3. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. Учебное пособие по курсу «Практикум по экономической социологии». – М.: «Русская панорама», 2008.