В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
К участию в основном (очном) этапе Командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию (далее – Командная олимпиада), приглашаются команды, прошедшие квалификационный этап, состоящие из трех человек. К состязаниям основного этапа участники допускаются по предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В случае необходимости замена участника команды осуществляется по устному заявлению при регистрации на площадке в день проведения очного этапа. В команде допускается замена максимально двух участников.
Команде из 3-х человек предоставляется один компьютер под управлением операционных системLinux или Windows с установленным набором программного обеспечения и предлагается решить 10-12 задач. Продолжительность этапа – 240 минут. Жюри может продлить время этапа в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств.
Для решения задач участники могут использовать следующие языки программирования: C++, Python 3, PascalABC.Net и соответствующие им среды разработки: Microsoft Visual Studio Express; Code::Blocks, PyCharm, PascalABC.Net. Точный перечень предоставляемого ПО опубликован здесь. Жюри оставляет за собой право установить дополнительные среды разработки.
Состязания начинаются по сигналу жюри. До сигнала запрещается брать и читать задания, прикасаться к клавиатуре и выполнять любые действия на компьютере за рамками того времени, которое жюри может выделить для ознакомления участников с техническим и программным обеспечением системы проведения соревнований.
Во время состязаний участникам разрешается использовать учебную и справочную литературу и личные записи. Категорически запрещается пользоваться любыми носителями информации в электронном виде (дискетами, CD и DVD дисками, USB flash drive'ами и др.), электронными устройствами (калькуляторами, электронными записными книжками, собственными компьютерами) и средствами связи (мобильные телефоны, пейджеры и др.), общаться с тренерами команд.
Во время состязаний участники команды могут общаться только между собой, с членами Оргкомитета и жюри, причем так, чтобы не создавать неудобств другим участникам состязания. Команда имеет право обратиться к жюри с вопросами по условиям задач. Вопросы должны быть сформулированы на русском языке и предполагать ответ «Да» или «Нет». Жюри может ответить на поставленный вопрос «Да», «Нет», «Смотрите условие» или «Без комментариев». Вопросы команды и ответы жюри пересылаются с помощью программного обеспечения. Жюри может распространить всем участникам состязания заданный одной из команд вопрос и данный на него ответ в качестве пояснения к формулировке задачи.
Во время состязания команды решают предложенные задачи. Решением задачи является программа, составленная на одном из языков программирования допустимых Регламентом Олимпиады. Программа не должна содержать вспомогательных модулей или файлов. Разные задачи можно решать на разных языках программирования.
Все задачи предполагают, что входные данные подаются на стандартный ввод. Программа должна выводить выходные данные в стандартный поток данных.
Команда самостоятельно определяет очередность решения задач и последовательность отправления решений на проверку жюри. По мере готовности решений, команда, с помощью специального программного обеспечения, последовательно (по одному решению) отправляет их жюри для проверки. После этого команда может продолжать работу над другими задачами. Размер исходного кода отправляемого решения не должен превышать 64 кб. Жюри транслирует программы, используя компиляторы командной строки, и проверяет их. Участники должны поместить все директивы компилятора в файлы решений.
Решения проверяются во время соревнований на наборах тестов, заранее подготовленных жюри. Эти наборы одни и те же для всех команд и для разных попыток сдачи задачи одной команды.
Решение принимается жюри, если оно прошло все тесты из тестового набора. При этом программа должна на каждом тесте укладываться в отведенное время работы и не превышать ограничение на размер доступной памяти. Решения, превысившие установленные ограничения, считаются неэффективными для данной задачи. В этом случае тест считается не пройденным, а решение, как следствие, неверным. Жюри указывает ограничения на время работы программы на одном тесте и на размер доступной памяти в формулировках задач.
Программа запускается на тестах до 1-го неправильного теста (как только найден тест, на котором программа не работает или выдает неверный ответ, дальнейшее тестирование программы не производится). Частичные решения, прошедшие не все тесты, не оцениваются.
Решение должно выдавать одинаковые ответы на одинаковые тесты, независимо от времени запуска и программного окружения. Жюри вправе произвести неограниченное количество повторных тестирований команды и выбрать наихудший результат.
После проверки решения жюри команда в течение 3-4 минут получает сообщение с результатами тестирования. В результатах проверки решения указывается: задача зачтена, либо произошла ошибка компиляции, либо указывается выявленная ошибка на первом из не пройденных тестов. По каждой задаче команда может делать несколько попыток ее сдачи.
О случаях возникновения сбоев в работе компьютера или программного обеспечения участники должны немедленно сообщать организаторам. По решению жюри команде может быть добавлено время, затраченное на восстановление работоспособности компьютера.
Главным результатом команды является число решенных ею задач. В рейтинговой таблице команды ранжируются по числу решенных задач (чем больше задач решено – тем лучше), а при равном числе решенных задач – по штрафному времени (чем штрафное время меньше – тем более высокое место занимает команда). Штрафное время за каждую задачу определяется как время, прошедшее с момента начала состязания до решения задачи, плюс 20 минут за каждую неверную попытку решить задачу. Штрафное время за неудачные попытки решить задачу, которая так и не была принята жюри, не начисляется. Штрафное время команды за весь этап определяется как сумма штрафного времени по всем сданным задачам. В случае равенства у разных команд количества решенных задач и штрафного времени команды считаются показавшими одинаковый результат.
В течение первых трех часов состязаний основного этапа участники могут видеть текущие результаты всех команд. За час до конца основного этапа результаты в рейтинговой таблице перестанут обновляться.
По истечении установленного времени команды должны прекратить выполнение задания, иное рассматривается как нарушение Регламента
За несоблюдение Регламента, а также, за действия, влекущие нарушение работы программного обеспечения, команда лишается права продолжить участие в состязании без права обжалования принятого решения.
Жюри обладает исключительным правом определения правильности прохождения тестов, выставления оценок, определения победителей и призеров и дисквалификации участников. Жюри разбирает вопросы, возникающие в результате непредвиденных событий и обстоятельств. Решения жюри являются окончательными и обжалованию не подлежат.