Культурология
Мы живём в эпоху, когда культура имеет огромное экономическое и политическое значение. Герой нашего времени – турист, посещающий достопримечательные места и события (выставки, фестивали, спектакли, концерты и т.п.), способный ценить уникальность мест, включая кухню, обычаи и традиции тех, к кому он приезжает в гости.
В глобальном мире за привлечение гостей борются страны, большие и малые города и местности. В этой ситуации культура выступает как экономический ресурс. Принятые поправки к Конституции РФ закрепляют, в том числе и это новое значение культуры, которая теперь становится базовой ценностью национальной политики. Именно сейчас изучение культуры (локальных культур и субкультур) имеет практическое и прагматическое значение, а специалисты в области управления культурными и образовательными проектами как никогда востребованы на рынке труда.
Партнёры
Всероссийский музей декоративного искусства – партнер направления "Культурология". Сегодня музей – это актуальное пространство, в котором опыт и традиции декоративного искусства служат отправной точкой для коммуникации и творчества. Сохранение и популяризация коллекции декоративно-прикладного и народного искусства из разных регионов России, международные выставочные проекты, знакомство посетителей с декоративным искусством через интерактивные программы, новое прочтение коллекции современными дизайнерами – основные векторы развития Всероссийского музея декоративного искусства. Ожидаем от конкурсантов оригинальных проектных работ, посвященных локальным художественным центрам, производствам, именам художников и мастеров, формировавших образ Вашего города, его идентичность.
Про конкурсное исследование
Выполняя конкурсную работу, школьник научится прежде всего искать "в поле" и находить исследовательский и проектный потенциал в культурных практиках (праздники, обычаи и т.п.), институтах (библиотеки, театры, музеи т.п.), объектах и пространствах (здания, монументальная и дворовая скульптура, стрит-арт, парки и скверы, улицы, площади и дворы и т.п.) его района, города, местности; понимать связь между исследовательской работой и её практическим применением (фестиваль, экскурсионный маршрут, выставка, арт-проект и т.п.)
Про темы
Особенно актуальны темы, связанные с локальной идентичностью, актуализацией локальной истории, а также темы, посвященные локальным субкультурам, их особенностям и специфике. Партнер конкурсного направления – Музей декоративного искусства – особенно оценит проекты, связанные с местными ремесленными, художественными традициями, которые были частью и повседневной жизни местного сообщества, и самого исторического пространства (города, сельского поселения). Через понимание образов и технологий искусства прошлого, неразрывно связанных с окружающим миром, запросом общества, экономическими, политическими, социальными факторами, может прийти понимание, на чем строить образ будущего, сохраняя уникальность конкретного культурного ландшафта, «гения места».
Про вдохновение
Про ошибки
Приступая к работе, помните, что культура – это не только абстрактное понятие, которое обозначает нечто возвышенное, но это то, что и как определенное сообщество делает в повседневной жизни, а также то, как оно осмысливает и осознает свою повседневную жизнь; а также то, что оно хранит в памяти от предшествующих поколений и передает потомкам.
Рекомендации от партнера: "Рекомендуем, приступая к работе над проектом, выбирать для изучения и осмысления конкретные периоды развития того или иного культурного явления, художественной традиции - опираясь на научные труды, статьи, архивы, музейные подлинники. Такой сфокусированный взгляд позволит избежать унификации культурных явлений, неточности в интерпретации, надуманного мифотворчества. Проектировать будущее, отталкиваясь от выверенной «документальной» основы – залог профессионализма!"
Про оформление
С правилами оформления конкурсных работ ознакомьтесь в требованиях к работе и методических рекомендациях здесь.
Отзывы участников
10 класс, г. Калининград (2023г.)
9 класс, г. Белгород
9 класс, г. Березники
11 класс, г. Москва
Будущим участникам я бы порекомендовал писать только о том, что их действительно интересует, мыслить шире, тщательнее приводить работу в соответствие с критериями, а также лучше готовиться к заключительному этапу и ни в коем случае не дрейфить при ответах на вопросы;)
9 класс, г. Иваново (2024г.)
Вам может быть интересно
- Факультет гуманитарных наук
- Олимпиада Высшая проба по Социологии
- Олимпиада Высшая проба по Филологии
- Высший пилотаж по Международным отношениям
- Высший пилотаж по Филологии
- Профориентационная школа «Мы вместе»