• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Тут начинается настоящая наука"

Нияз Киреев неоднократно становился победителем конкурса «Высший пилотаж». Сейчас же он является ментором конкуса и помогает участникам разрабатывать ссобственные исследования и проекты

"Тут начинается настоящая наука"

— Как ты узнал о конкурсе «Высший пилотаж»?

— Узнал о Высшем пилотаже из интернета, когда я учился в седьмом классе одной уфимской школы. Уже в те далёкие времена все, от завуча до премьер-министра, рассуждали о проектной работе школьников, и у нас в Уфе постоянно проводились разные конференции и конкурсы. Мне всегда хотелось заниматься наукой, поэтому я старался участвовать в таких мероприятиях. К сожалению, часто на них был бардак: организаторами обычно становились учителя, которые занимались этим лишь в дополнение к своей основной нагрузке, и у них не было возможности и желания вникать в смысл докладов, так что такие «конференции» становились скорее атрибутами карго-культа. Помню, что на одной из них я получил совсем уж вызывающе бессмысленные замечания и зарёкся участвовать ещё когда-либо в этом.

Но когда я услышал про ВП, то задумался. Вышка, как известно, ведущий научный центр России, фидбек обещали всем участникам. У меня были какие-то недавние находки, касающиеся этимологии слова «голимый», я оформил их в формате, который требовался на конкурсе по лингвистике, и отправил. Через какое-то время мне пришли ценные комментарии от жюри, меня пригласили на заключительный этап. Сейчас в это сложно поверить, но в 2018 году финал конкурса проходил полностью оффлайн. Обстоятельства так сложились, что я не смог тогда приехать в Москву. Но зато я довёл своё исследование до ума (в том числе благодаря отзыву жюри), и оно потом вышло в виде статьи в научном журнале.

Потом я участвовал ещё раз в девятом классе с другим этимологическим исследованием; из-за ковида финал был полностью онлайн, и я смог принять участие, впоследствии став победителем. В одиннадцатом классе удалось подать сразу две работы: одну на лингвистическое направление, одну на филологическое (удалось выиграть в обоих). Тогда заключительный этап был гибридным, я участвовал вживую: это был первый раз, когда я оказался в легендарном здании на Покровке. Было очень приятно встретить своих знакомых и увидеть жюри не в виде маленьких квадратиков на экране. Сейчас, на первом курсе Вышки, я в том числе продолжаю разрабатывать те темы, над которыми работал в рамках конкурса в прошлом году: видимо, эти работы стали началом какого-то большого изыскания.

— Как ты думаешь, что помогло тебе стать победителем Высшего пилотажа

— Ответ будет банален: мне было действительно интересно то, о чём я рассказывал. К сожалению, часто оказывается так, что школьники берутся за темы, которые предлагаются в методических рекомендациях или которые им «спустили» их преподаватели, посоветовали родители. Чужие идеи всегда скучнее разрабатывать, поэтому и исследования такие проходят без энтузиазма. Как писал Марк Блок «Апологии истории», главное в учёном — интерес к жизни и тому, что происходит вокруг человека. Внимательно наблюдайте, слушайте настороженно, читайте с карандашом в руке, подвергайте сомнению то, что вам рассказывают и показывают, — и очень скоро вы (да-да, вы сами, а не ваши учителя, репетиторы или советчики) натолкнётесь на вещи, которые никто не замечал, а если и замечал, то не понимал, а если и понимал, то неправильно. И вот тут начинается настоящая наука!

— Какой этап работы над проектом дался тебе наиболее тяжело?

— Мне было очень трудно перестать перечитывать мои работы в последние дни до дедлайна и вносить миллион мелких исправлений в текст. Я скорее перфекционист, но от природы очень невнимательный. И даже перечитывая свои работы в тысячный раз, я нахожу опечатки и упущения, которые не замечал 999 предыдущих итераций.

— Какой совет ты бы дал самому себе, участвующему в конкурсе?

— Пожалуй, не тратить бесценное время на сомнения и колебания, подавать работу или нет. Важно помнить, что вы ничего не теряете, участвуя в конкурсе: даже если вдруг жюри не испытает восторг от ваших трудов, вам пришлют осмысленные указания на то, как исправить или улучшить ваше исследование.

А, и чуть не забыл: пишите менторам!