• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

Социология – это наука о том, как устроено общество и как оно функционирует. Проще говоря, социология – это наука о нашей с Вами жизни. Сталкивались ли Вы с поведением людей, которое было Вам непонятно? Видели ли Вы группы, образ жизни которых сильно отличается от Вашей повседневности? Интересно ли Вам понять, как все это устроено и как это работает на самом деле? Если Вы ответили да, то Вам – на социологию.

Партнёры

Партнёром конкурсного направления является исследовательская компания Ipsos, которая изучает мнения, поведение и покупки людей, что делает жизнь человека в социуме более комфортной, а ведение бизнеса более уверенным и основанным на данных. Мы приветствуем желание школьников участвовать в конкурсах проектов, в том числе погружаться в общественно важные вопросы социологии. Эксперты Ipsos рады помочь участникам усилить конкурсные работы данными реальных исследований и лучше понять специфику будущей профессии. До встречи на конкурсных защитах!

Про конкурсное исследование

На конкурс принимаются индивидуальные исследовательские работы. 

На что похоже проведение исследования? На детектив. При «расследовании» общественного явления Вы можете совсем как Шерлок попробовать аналитически сопоставить большое количество данных из различных источников: научной литературы, мнения групп людей, текстов СМИ или комментариев в соцсетях. 

Конкурсная работа – это полноценное научное исследование, т.е. получение нового знания о мире и людях, творческий анализ собранных Вами данных. Этим исследование будет отличаться, например, от реферата (аналитического пересказа текстов) или публицистической статьи (авторской оценки явления).

Находясь в роли исследователя вы не можете сказать: «Я так вижу» или «Мне так кажется» – свою мысль необходимо аргументировать с опорой на факты, данные или иные подтверждённые материалы.

Про темы

Ограничений по темам исследований нет. Главное, чтобы в содержании работы была социология. Исследование – это драйв, а не занудство! Рекомендуем ориентироваться на Ваши собственные интересы при поиске темы. Ответьте на вопросы:

  1. Что цепляет именно Вас, как это вписывается в общественную жизнь?
  2. Что Вам будет интересно изучать на протяжении нескольких недель, месяцев?
  3. К чему у Вас не угасает интерес даже после изнуряющих контрольных и экзаменов?

Ваша личная заинтересованность здесь очень важна, она поможет поддерживать тонус и продолжать поиски. Иногда некоторые Ваши изначальные гипотезы не находят подтверждения, но не стоит опускать руки, ведь отсутствие результатов всё ещё связано со спецификой или многозначностью поведения и мышления людей!

Про вдохновение

Источки для вдохновения:

  1. ПостНаука
  2. Журнал исследований социальной политики
  3. Темы дипломных работ студентов-социологов

Удобный рубрикатор уже проведённых соцопросов: ФОМ и ВЦИОМ, а также аналитические статьи партнера конкурса исследовательской компании Ipsos 

Про ошибки

  1. Слишком широкая или абстрактная тема. Например, так как категория «молодёжь» охватывает людей от 14 до 35 лет, тему «потребительское поведение молодёжи» стоит уточнить до варианта «потребительское поведение старшеклассников» 
  2. Задачи в исследовании должны быть направлены на Ваши уникальные действия.  Примеры НЕверных формулировок задач:  «разработать обзор литературы», «провести исследование», «провести опрос», «провести анализ» и «сделать выводы»
  3. В тексте исследования не должно быть оценочных суждений из личного опыта.
  4.  Плагиат является основанием для аннулирования работ. Чтобы не выдавать чужие мнения за свои собственные, рекомендуется внимательно отнестись к цитированию при работе с источниками.

Про оформление

  • Текст представляется на русском языке. Если при выполнении исследования составлялась анкета/проводилось интервью на иностранном языке, то при цитировании они приводятся на том языке, на котором составлены или использованы.
  • Объём основной части работы – от Введения вплоть до Заключения – от 40 до 60 тысяч знаков без пробелов.
  • В Приложении помещаются все Ваши первичные данные: инструментарий, расшифровки интервью, крупные таблицы и схемы, диаграммы и дополнительные материалы.
  • Список литературы и используемых источников оформляется по общим правилам ГОСТ

Отзывы участников

Грачева Мальвина

11 класс, г. Мичуринск (2023г.)

Этот конкурс позволил мне провести мое первое настоящее исследование в любимой сфере! Также он помог мне определиться с направлением обучения, а именно анализом данных. Конечно, с конкурсом у меня связаны самые теплые воспоминания и я очень рекомендую его будущим участникам! Было очень увлекательно составлять сам опрос, распространять его, после собранные данные анализировать и выявлять интересные закономерности. Очень здорово осознавать, что ты исследуешь что-то новое, окружающее тебя и актуальное! Я бы очень хотела продолжить исследования в дальнейшем!
Верещагина София

11 класс, п. Храброво (2023г.)

Думаю, что самым важным для меня стало то, что я участвовала в конкурсе очно в Москве (сама я из Калининграда), поэтому получила много опыта и новых знаний (программа и правда была очень интересная и насыщенная). Больше всего запомнилась и была интересна беседа с девушкой, которая закончила бакалавриат по моему направлению (социология). Она ответила на кучу вопросов об учёбе в ВШЭ, о поступлении, рассказала о социологии как науке и об обучении на этом направлении. Большое спасибо!
Самохина Ольга

«Высший пилотаж» стал для меня опытом, который помог проявить свои знания в сфере социологии, презентовать своё исследование и получить feedback от сильных экспертов. Конкурс был отлично организован. Я благодарна организаторам, членам экспертной комиссии и другим участникам конкурса за возможность приобретения, дополнения и улучшения знаний и навыков в проведении исследования, за конструктивную критику и за приятные впечатления.
Конкина Анастасия

11 класс, г. Москва

На самом деле, участвовать мне очень понравилось. Участники получали поддержку на каждом этапе, было сделано все, чтобы они (мы!) не нервничали и постарались уйти от соревновательного момента. Конкурс показал, что исследование, научный мир — это непростой, но увлекательный путь, который при должных усердии и подготовке доступен каждому.
Степанов Дмитрий

9 класс, г. Якутск

Мне больше всего запомнилась защита работы, так как она проходила в непривычном онлайн-формате, я очень волновался. Тема моей работы: Возможные пути безопасного межвидового взаимодействия человека и белых медведей в Арктике. Это тема сейчас очень актуально и мне было весьма интересно ее изучить. Я безусловно получил отличный опыт. Конкурс проведён на высшем уровне. Всем будущим участникам желаю показать высший пилотаж.

Вам может быть интересно