«Впечатлила не только география и возраст участников мероприятия, но и глубина проработки защищаемых проектов»
Партнёры – представители крупных компаний – третий год подряд участвуют в заключительном этапе Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Издательство «Миф» каждый год направляет конкурсантам по всем направлениям мотивирующие на победу и успех книги. В этом году на разных этапах конкурса старшеклассникам пришли в качестве подарков электронные издания «Организованный ум» Дэниела Левитина и «Подай идею. Как влюбить других в то, что ты придумал» Йеруна ван Хейла.
Помимо мотивации организаторам конкурса важно, чтобы участники во время защит услышали отзывы на свои работы не только от преподавателей Вышки, но и от представителей бизнес-сообщества, которые заинтересованы в поддержке талантливых школьников и рекрутинге. В этом году в поле зрения партнеров-экспертов попали 7 конкурсных направлений: «Биология», «Технические и инженерные науки», «Культурология», «Урбанистика: городское планирование», «Психология», «Социология», «Предпринимательство».
Биологией в конкурсном сезоне 2022/2023 заинтересовалась одна из крупнейших биотехнологических инновационных компаний в России BIOCAD. Представители компании в феврале провели обучающий вебинар для участников, где рассказали о запросе компании на специалистов в области биотехнологий, познакомили участников вебинара с направлениями деятельности компании, рассказали о востребованности профессии. На заключительном этапе представитель компании выступила в качестве члена экспертной комиссии.
"Работа экспертом по конкурсному направлению «Биология» стала для меня значительным событием, поскольку я увидела работы участников из различных регионов, и в целом, достаточно высокий уровень работ конкурсантов и серьёзный подход к выполнению практической части. Особенно я отметила для себя работы в области молекулярной биологии и микробиологии, поскольку для компании BIOCAD это приоритетные направления для исследований.
Здорово, что есть такой конкурс, где можно не только представить свою работу, но и познакомиться со сверстниками и их исследованиями, почерпнуть для себя что-то новое и поставить новые цели в исследованиях".
Свой интерес к поддержке начинающих исследователей и проектировщиков второй год подряд обозначает мировой лидер алмазодобычи компания АЛРОСА. В этом конкурсном сезоне на защитах по направлению «Технические и инженерные науки» присутствовали два представителя компании: ведущий инженер технической службы города Мирный Надежда Капустина и Максим Ходцов, главный специалист Центра инноваций и технологий.
"Впечатлила не только география и возраст участников мероприятия, но и глубина проработки некоторых тем защищаемых проектов. Отдельные участники демонстрировали такие навыки и знания, которым многие студенты позавидуют. Для нашей компании очень актуальны свежие взгляды, молодые и амбициозные кадры, которых на данном мероприятии было изобилие. После таких мероприятий и таких участников приходит спокойствие и вера в светлое будущее, полное инновационных и продуманных решений".
Третий год подряд партнёром конкурса выступает развлекательный кластер для семейного досуга и развлечений «Остров Мечты». Основная задача партнёрства НИУ ВШЭ с Островом мечты – показать школьникам, что их разработки, связанные с развитием умных городов, где каждый житель найдет себе занятие и развлечение по душе, важны и нуждаются в свежих решениях. Выбор направления, которое поддерживает партнер, на поверхности – «Урбанистика: городское планирование». Подарки для двух победителей по направлению – два билета в парк, для всех участников секции – памятные подарки.
В этом году начинающие урбанисты представили самые разные темы: от территориального брендинга до образовательной урбанистики. По признанию куратора направления Каринэ Никогосян, старшеклассники в этом году смогли выйти из роли обыденного жителя и как истинные исследователи посмотрели на изучаемый объект максимально отстраненно, оценивая контекст территории, запрос или мнение жителей, возможные подходы и имеющийся опыт реализации в городах со схожими условиями.
"Приятно впечатлила подготовка ребят к заключительному этапу: не только оформление презентации, сопроводительных материалов, но и сами выступления ребят, аргументированные и уверенные ответы во время блока вопросов. Ребята большие молодцы! Очень рада, что наш многолетний партнёр конкурса «Высший пилотаж» – парк развлечений «Остров мечты» дарит подарки дипломантам нашего направления, а также приятные сувениры всем участникам заключительного этапа. Это дополнительно мотивирует наших участников! Независимо от окончательного распределения баллов, была проделана большая работа каждым участником. Надеюсь, увидеть ребят в новом учебном году на нашем факультете или на нашем майноре, а более юных участников с новыми исследованиями в конкурсе следующего года".
Ещё один формат поддержки участников от партнёров – приглашение на стажировки. Так, уже второй год подряд исследовательская компания Ipsos в России, партнёр по трем направлениям «Психология», «Социология», «Предпринимательство», отбирает участников для прохождения однодневной стажировки в офисе Ipsos и, кроме того, собирает команду молодых исследователей для участия в проектной стажировке, во время которой старшеклассники будут работать над ежегодным обзором трендов.
"Эксперты Ipsos рады помочь участникам усилить конкурсные работы данными реальных исследований и лучше понять специфику будущей профессии. В работах финалистов этого года по направлению «Психология» нашли отражение такие важные социальные тренды, как эмоциональное выгорание, одиночество, зависимость от гаджетов. Замечательно, что ребята не только проводят исследования, но и предлагают решения острых проблем. И особенно приятно, когда видишь, как у финалистов горят глаза – значит эти темы им искренне интересны"
В этом году впервые партнёром конкурса по направлению «Культурология» выступил Музей декоративного искусства. По словам руководителя Просветительского центра музея Натальи Денисовой, музей заинтересован в том, чтобы развивать у молодёжи интерес к народным промыслам и актуализации традиционных ремёсел в современном художественном процессе.
"В этом году заключительный этап порадовал высоким качеством работ финалистов. Выбор было делать трудно, оценки жюри расходились буквально на несколько баллов. Наши методические ориентиры послужили стимулом к исследовательскому и проектному интересу школьников и их наставников в регионах. Как следствие ребята открывали другу другу разные уголки России, богатство и разнообразие исторической и культурной памяти разных регионов, а также делились актуальными событиями культурного процесса от Калининграда до Якутии и Хабаровска!"
40 старшеклассников – это общее количество участников, которых отметили представители компаний-партнёров. Полный список отмеченных партнёрами конкурсантов и их исследований можно посмотреть здесь.