• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Филология

— это наука о понимании художественного произведения. Она открывает перед исследователем очень широкий спектр возможностей: можно заниматься текстологией или стиховедением (это относительно точные области филологии), создавать комментарии, сравнивать произведения, предлагать свои прочтения. Важно одно: художественное произведение без читателя не существует и даже в самых изученных произведениях для исследователя всегда может найтись terra incognita.

Как выбрать тему

Не стоит ориентироваться на какие-то готовые темы – скорее всего, по ним уже создано немало работ. Ищите то, что интересно именно вам. Подумайте о том, какие авторы или произведения вызывают у вас больше всего вопросов. Самые интересные темы рождаются там, где вопросы точны и локальны, а найти на них точные ответы совсем не просто. Не бойтесь узких тем и не старайтесь замахиваться на объемные. Понять одно стихотворение, один небольшой рассказ, смысл одного мотива или эпизода – более чем достойная задача для любого исследователя, не только для начинающего. Не бойтесь выходить за рамки школьной программы и не бойтесь оставаться в  них – много важного еще можно сказать и о «Евгении Онегине».

Про вдохновение

Решили попробовать себя в литературоведении? Открывайте комментарий к роману «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана или анализы отдельных стихотворений, сделанные М.Л. Гаспаровым, читайте «Разговор о стихах» Е.Г. Эткинда или «Смелость изобретения» Ю.В. Манна. Обязательно послушайте лекции А.А. Долинина, А.С. Немзера, О.А. Лекманова, К.М. Поливанова (и конечно же, не только их) на сайте «Арзамас» или мини-лекции на «ПостНауке». На сайте факультета гуманитарных наук выложены ссылки на видеолекции наших преподавателей; многие из них подходят для школьников.

Про ошибки

Не нужно присылать на наш конкурс работы, которые представляют собой:

  • Пересказ работ других авторов. К работам ученых можно и нужно обращаться, но превращать вашу работу в реферат не стоит
  • Развернутые школьные сочинения. Школьное сочинение обычно пишется для того, чтобы доказать нечто уже известное. А ваша исследовательская задача – открыть новое или по крайней мере постараться это сделать
  • Размышления о том, прав или не прав герой в той или иной ситуации. Это тоже очень интересно – но уже не литературоведам, а психологам
  • Рассуждения о том, какие мысли и чувства вызвало у Вас произведение. Конечно, филолог – это заинтересованный читатель и все мы пишем о том, что любим. Но эмоционального переживания недостаточно для того, чтобы провести научное исследование.

Не бойтесь читать, думать, искать и находить! У вас все получится!

Про оформление

С правилами оформления конкурсных работ ознакомьтесь в требованиях к работе и методических рекомендациях здесь.

Отзывы участников

Дмитриева Станислава

8 класс, г. Самара (2023г.)

Благодаря прекрасным членам жюри и хорошей организации, защита проектов получилась уютной и комфортной! Хотелось бы также отметить, что комиссия поддерживала кажд(ую/ого) участн(ицу/ика), давала советы по улучшению работы. Главное в твоем проекте — частичка души, которую ты вложил(а) туда. Поэтому важно получать истинное наслаждение от того, чем занимаешься и не останавливаться на достигнутом!
Андронова Лидия

11 класс, г. Пушкин

Мне очень понравилось участвовать в конкурсе "Высший пилотаж". Больше всего запомнилось обсуждение работы на заключительном этапе. Получила много полезных рекомендаций и критических оценок. Очень надеюсь, что следующие исследовательские проекты получатся лучше, а если возникнет желание, то переделаю текущую работу. Желаю другим участникам уверенности и умения подвергать все свои действия критике. Думайте о том, зачем пишете каждый абзац, что дают выводы, к которым вы приходите.
Храмушина Мария

11 класс, г. Пермь

День конференции стал одним из самых ярких воспоминаний того месяца. Четыре часа конференции пролетели незаметно: счастливые часов не наблюдают, а филологи, обсуждающие репрезентацию буддизма в романе «Обломов» или проблемы перевода реалий в художественных текстах, о времени забывают совершенно. Думаю, опыт, полученный на конференции, не полезным быть не может — навык отстаивать свою позицию и задавать вопросы пригодится в будущем каждому. Участникам конкурса хотелось бы пожелать прекрасных идей для новых работ!
Багдасарова Эмма

11 класс, г. Москва

Большое спасибо организаторам конкурса за ценный опыт обсуждения исследования с экспертами! Очень здорово, что есть есть возможность разузнать все необходимое у профессионалов, исследователей с большим стажем и опытом, которые непременно помогут во всем. Я обязательно прислушаюсь к советам, полученным на защите, доработаю недочеты и, возможно, возьму текст за основу дипломной работы. Всем будущим участникам конкурса желаю не сомневаться в себе, пробовать свои силы, так как одни только навыки и опыт, полученные во время написания работы и общения с членами жюри, стоят участия. Для достижения поставленных целей нужно стучаться во все двери и прикладывать усилия. У вас все получится! Удачи!

Вам может быть интересно