Филология
— это наука о понимании художественного произведения. Она открывает перед исследователем очень широкий спектр возможностей: можно заниматься текстологией или стиховедением (это относительно точные области филологии), создавать комментарии, сравнивать произведения, предлагать свои прочтения. Важно одно: художественное произведение без читателя не существует и даже в самых изученных произведениях для исследователя всегда может найтись terra incognita.
Как выбрать тему
Не стоит ориентироваться на какие-то готовые темы – скорее всего, по ним уже создано немало работ. Ищите то, что интересно именно вам. Подумайте о том, какие авторы или произведения вызывают у вас больше всего вопросов. Самые интересные темы рождаются там, где вопросы точны и локальны, а найти на них точные ответы совсем не просто. Не бойтесь узких тем и не старайтесь замахиваться на объемные. Понять одно стихотворение, один небольшой рассказ, смысл одного мотива или эпизода – более чем достойная задача для любого исследователя, не только для начинающего. Не бойтесь выходить за рамки школьной программы и не бойтесь оставаться в них – много важного еще можно сказать и о «Евгении Онегине».
Про вдохновение
Решили попробовать себя в литературоведении? Открывайте комментарий к роману «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана или анализы отдельных стихотворений, сделанные М.Л. Гаспаровым, читайте «Разговор о стихах» Е.Г. Эткинда или «Смелость изобретения» Ю.В. Манна. Обязательно послушайте лекции А.А. Долинина, А.С. Немзера, О.А. Лекманова, К.М. Поливанова (и конечно же, не только их) на сайте «Арзамас» или мини-лекции на «ПостНауке». На сайте факультета гуманитарных наук выложены ссылки на видеолекции наших преподавателей; многие из них подходят для школьников.
Про ошибки
Не нужно присылать на наш конкурс работы, которые представляют собой:
- Пересказ работ других авторов. К работам ученых можно и нужно обращаться, но превращать вашу работу в реферат не стоит
- Развернутые школьные сочинения. Школьное сочинение обычно пишется для того, чтобы доказать нечто уже известное. А ваша исследовательская задача – открыть новое или по крайней мере постараться это сделать
- Размышления о том, прав или не прав герой в той или иной ситуации. Это тоже очень интересно – но уже не литературоведам, а психологам
- Рассуждения о том, какие мысли и чувства вызвало у Вас произведение. Конечно, филолог – это заинтересованный читатель и все мы пишем о том, что любим. Но эмоционального переживания недостаточно для того, чтобы провести научное исследование.
Не бойтесь читать, думать, искать и находить! У вас все получится!
Про оформление
С правилами оформления конкурсных работ ознакомьтесь в требованиях к работе и методических рекомендациях здесь.
Отзывы участников

8 класс, г. Самара (2023г.)

11 класс, г. Анапа (2024 г.)

11 класс, г. Пермь

11 класс, г. Москва
Вам может быть интересно
- Факультет гуманитарных наук
- Олимпиада Высшая проба по Иностранным языкам
- Олимпиада Высшая проба по Русскому языку
- Олимпиада Высшая проба по Филологии
- Высший пилотаж по Лингвистике
- Высший пилотаж по Медиакоммуникациям
- Летняя лингвистическая школа
- Летняя историко-филологическая школа для старшеклассников