• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русский язык

Сроки регистрации — 3 октября — 21 ноября 2016 года

Первый (отборочный) заочный этап — 26 ноября — 11 декабря 2016 года (в строго указанное время в соответствии с расписанием)

Второй (заключительный) очный этап —  15 февраля 2017 года

Олимпиада проводится для школьников 7–11 классов.

Олимпиада вошла в Перечень на 2016/2017 уч. год (1 уровень).

История и описание | Мероприятия и события Организаторы и партнеры 

 

История и описание

Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку впервые была проведена в 2012 году. Но она сразу привлекла к себе интерес огромного числа участников: о широком охвате олимпиады свидетельствует хотя бы то, что уже в 2014 году в число победителей вошли представители 40 регионов России. Высокое качество заданий, уровень квалификации методической комиссии и жюри, широкий региональный охват, большая численность участников  получили высокую оценку экспертов Российского совета олимпиад школьников -  в 2015 году она вошла в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ, и ей был сразу установлен наивысший первый уровень.

Своими корнями олимпиада «Высшая проба» по русскому языку восходит к другой олимпиаде — Московской традиционной олимпиаде по лингвистике, которая проводится с 1965 года (с 2014 года — также при поддержке НИУ ВШЭ). Эта олимпиада известна своими самодостаточными задачами, составленными на материале самых разных языков мира: для их решения не требуются никакие специальные знания — нужно лишь уметь логически мыслить и анализировать приведённый материал. «Высшая проба» по русскому языку унаследовала философию Олимпиады по лингвистике: авторы олимпиадных задач считают, что в наше время, когда ответ на практически любой вопрос, требующий простого знания, можно найти в интернете, умение анализировать является гораздо большим достоинством — и именно им должен обладать победитель в том числе и олимпиады по русскому языку. При этом у «Высшей пробы» есть и свои особенности. Так, во многих задачах не существует полностью готового правильного решения: для получения высокого балла участник должен продемонстрировать свою языковую интуицию и привести свои примеры, иллюстрирующие решение. Умение привести пример обсуждаемой языковой единицы — слова, словосочетания, синтаксической конструкции, предложения — очень важно для того, кто хочет продемонстрировать интерес к устройству языка.

Многие люди уверены, что русский язык как школьный предмет — это множество правил о том, какую букву писать в слове и где ставить запятую, смешанных со скучной теорией о склонениях, частях речи и типах сложноподчинённых предложений. Ну а задания по русскому языку требуют лишь знания всех этих правил и умения их применить или описать. В какой-то степени это верно (в частности, именно это требуется в нетворческих частях ЕГЭ). Это верно и для некоторых олимпиад по русскому языку, которые либо предлагают просто более сложные и запутанные задания, чем обычные экзаменационные вопросы, либо требуют дополнительных знаний, не входящих в школьную программу. Но олимпиада «Высшая проба» по русскому языку принципиальным образом отличается от других олимпиад. Для того чтобы победить в этой олимпиаде, нужно представлять русский язык не как набор правил орфографии и пунктуации, исключений и терминов, а как интересный логично устроенный объект для наблюдения и анализа — именно так, как видят русский (и любой другой) язык учёные-лингвисты. Большинство задач «Высшей пробы» предлагают участникам провести небольшие исследования, анализируя приведённый в задаче языковой материал и опираясь на своё чувство языка, здравый смысл и логику. От победителя «Высшей пробы» ожидается не просто умение продемонстрировать свои знания, но умение получить с помощью имеющихся знаний новые — это и называется наукой.

В методическую комиссию олимпиады входят представители Школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, РГГУ, РАНХИГС.

Из впечатлений участников олимпиады сезона 2014/2015 (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены):

«Задания очень интересные! Порадовало то, что они ориентированы не только на знания, но и на смекалку».

«Задания были довольно нестандартными, поэтому решать их было особенно интересно. Уровень сложный, но это только прибавляет желания выложиться по полной, сам процесс решения заданий доставлял удовольствие».

Из отзывов в социальных сетях (стиль и орфография сохранены):

«Признаюсь в любви Высшей Пробе! Впервые я получила такое удовольствие от заданий! Русский язык произвел на меня особое впечатление и помог мне определиться с будущей специальностью. Это действительно была самая лучшая, самая интересная и самая продуктивная для меня олимпиада. Думаю, именно ей я буду обязана очень многим. А посему я вслед за многими писавшими выше "клянусь - люблю неизменно и верно" Высшую Пробу!» 

Мероприятия и события

Летняя лингвистическая школа

Победителям и призерам олимпиады предоставляется уникальная возможность в неформальной обстановке пообщаться с профессиональными лингвистами в Летней лингвистической школе, которая проводится ежегодно Школой лингвистики НИУ ВШЭ совместно с Институтом лингвистики РГГУ и Московским центром непрерывного математического образования. Участники школы, школьники 8-10 классов, получают шанс приобщиться к современным достижениям лингвистики, проверить свои способности и склонности, определить свои профессиональные интересы.

Факультатив по лингвистике для школьников

История факультатива насчитывает вот уже двадцать пять лет. Каждый год, начиная с 1988 года, с октября про май еженедельно проходят занятия лингвистического факультатива, в котором участвуют 10–20 учеников 7–11 классов. Факультатив был создан ещё при кафедре русского языка Историко-архивного института, ставшей впоследствии Институтом лингвистики РГГУ. С середины 2000-х годов занятия проходят в МЦНМО, а с 2012 году к организации факультатива подключилась Школа лингвистики НИУ ВШЭ (ранее факультет филологии НИУ ВШЭ). Особенность факультатива в том, что занятия представляют собой не единый курс, посвящённый какой-то области общей лингвистики, а цикл отдельных самостоятельных лекций или семинаров в исполнении специалистов в разных областях лингвистики. Для участия в занятиях факультатива предварительной записи не требуется, не нужны и документы: достаточно лишь желания узнать много интересного из мира лингвистики. Присоединиться можно с любого занятия.

Конкурс исследовательских и проектных работ  школьников

В  марте–апреле 2016 г. старшеклассники,  испытывающие «любовь к слову», могут принять участие в Конкурсе исследовательских и проектных работ школьников по направлению «Лингвистика».

Вузы-организаторы

НИУ ВШЭ

Национальный исследовательский 
университет «Высшая школа экономики»

ОмГУ

Омский государственный
университет им. Ф. М. Достоевского


Пензенский
государственный
университет

УрФУ

Уральский федеральный университет
имени первого Президента России
Б. Н. Ельцина



Иркутский государственный 
университет

БелГУ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ТПУ

Томский политехнический университет

 ВГУЭС

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
 

Вузы-партнеры

ИжГТУ

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова
РУДН

Российский университет дружбы народов