• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Электроника

Сроки регистрации — октябрь — ноябрь 2017 года

Первый (отборочный) заочный этап — декабрь 2017 года (в строго указанное время в соответствии с расписанием)

Второй (заключительный) очный этап — февраль 2018 года

Олимпиада проводится для школьников 9–11 классов

Олимпиада вошла в Перечень на 2016/2017 уч. год (3 уровень)

История и описание | Мероприятия и события | Организаторы и партнеры 

 


История и описание

Олимпиада по электронике -  одна из новых олимпиад, которая впервые была проведена в 2013 году (в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ,  вошла в 2015 году) после вхождения Московского института математики и электроники  в состав НИУ ВШЭ. Появление нового спектра инженерных специальностей, связанных с радиотехникой, электроникой и IT-технологиями потребовало новых направлений работы с абитуриентами. Опыт олимпиад, которые уже проводились в НИУ ВШЭ, показал, что предметные олимпиады являются эффективным средством поиска талантливых школьников и привлечения их на образовательные программы университета.

Проведение олимпиады по электронике преследует цель расширения интереса молодежи к техническим специальностям электронных отраслей. Последнее время наблюдается повышенный интерес к подобным направлениям, и молодежь все активнее участвует в нашей олимпиаде. Кроме этого, участники олимпиады целенаправленно выбирают технические направления подготовки, что способствует ориентированному отбору абитуриентов.

В методическую комиссию и жюри входят ведущие преподаватели - профессора и доценты МИЭМ НИУ ВШЭ и других вузов-ссорганизаторов, являющиеся крупными специалистами в области электроники и радиотехники, а также прекрасными методистами, которые имеют большой опыт работы не только со студентами, но и со школьниками. Возглавляет методическую комиссию профессор Кечиев Л.Н., один из ведущих специалистов страны в области проектирования электронной аппаратуры и электромагнитной совместимости, автор 9 монографий, имеющий многолетний преподавательский стаж. Многие члены методической комиссии и жюри имеют обширный опыт работы со школами, а также участия и руководства в различных проектах («У.М.Н.И.К.», «Ярмарка идей», «Конкурс Юных», «Шаг в будущее»  и т.п.).

Во время подготовки олимпиады возникает закономерный вопрос: какими должны быть задания, ведь электронику в школе не проходят? Было принято решение, что задания должны охватывать область физики, связанную с электричеством и магнетизмом. Таким образом, был сформировано «первое поколение» олимпиадных заданий по электронике. В них вошли несколько задач по математике и некоторое количество заданий по физике из вышеуказанных разделов. Первая итерация олимпиады выявила некоторое несоответствие ее ожиданиям школьников: «мы шли на электронику, а тут – физика и математика!». Пожелания участников были учтены, и следующая олимпиада лишилась «математичных» заданий. Одновременно появились задания из области электронной обработки информации, для решения которых требовались использование законов алгебры-логики, и анализ схемотехнических решений логических элементов. В таких заданиях кроме знания основных аксиом и законов требуется умение анализировать логическую электронную схему – уметь построить и проанализировать таблицу истинности цифрового устройства, состоящего из нескольких базовых логических элементов.

В настоящее время структура олимпиады включает два этапа. Первый – традиционные олимпиадные задания, требующие более глубоких знаний школьного курса физики, а также основных «кирпичиков» электроники – резисторов, конденсаторов, диодов, транзисторов. Несмотря на то, что эти задачи «физические», они составлены так, что описывают реальные ситуации, происходящие в мире электроники – функционирование различных приборов, процессов – этим они и интересны. Второй этап олимпиады – творческий. В него вошли как задания «физического» уклона, так и творческие, требующие инженерного мышления. Решение таких интересных задач – настоящее техническое творчество, умение рассмотреть проблему с нестандартных  позиций и найти «красивый» подход к решению. Именно с такими задачами постоянно сталкиваются настоящие инженеры, электронщики и схемотехники.  Задания этого этапа затрагивают такие обширные области, как робототехника, альтернативная энергетика, автоматическое управление и т.п.

Олимпиада «Высшая проба» по электронике только набирает силы, но при этом непрерывно совершенствуется, приобретая больше познавательности и творческого начала. Участие в олимпиаде по электронике – это возможность почувствовать себя настоящим инженером!

 Из впечатлений участников олимпиады сезона 2014/2015 (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены): 

«Задания были интересными, особенно про пиксели телеэкрана и минимальную частоту. Решая задачу, понял для чего все эти МГц, раньше были просто цифры, а теперь знаю, зачем так много».

Мероприятия и события

Техническая школа «Опережая время»

Для выпускников 2017 года и старшеклассников, будущих студентов, которым интересно всё, что связано с физикой, математикой, информационно-компьютерными технологиями, микро- и наноэлектроникой, компьютерной и электронной инженерией.

Конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

Конкурс ориентирован на развитие творческих способностей и формирование компетенций в проектной и исследовательской деятельности. Для школьников 9-11 классов.

Б удущему инженеру
Лекторий “Будущему инженеру” - это цикл ежемесячных развивающих бесплатных занятий для старшеклассников по инженерно-техническому направлению.

Вузы-организаторы

НИУ ВШЭ

Национальный исследовательский 
университет «Высшая школа экономики»

ОмГУ

Омский государственный
университет им. Ф. М. Достоевского


Пензенский
государственный
университет

УрФУ

Уральский федеральный университет
имени первого Президента России
Б. Н. Ельцина



Иркутский государственный 
университет

БелГУ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

 

ТПУ

Томский политехнический университет


Юго-Западный 
государственный университет
 
 

Вузы-партнеры


Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова


Самарский государственный социально-педагогический университет 

 


Тюменский государственный университет

 

 
   Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II