• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литература

Сроки регистрации — октябрь — ноябрь 2017 года

Первый (отборочный) заочный этап — декабрь 2017 года (в строго указанное время в соответствии с расписанием)

Второй (заключительный) очный этап — февраль 2018 года

Олимпиада проводится для школьников 7–11 классов

Олимпиада вошла в Перечень на 2016/2017 уч. год (2 уровень)

История и описание | Мероприятия и события Организаторы и партнеры

 

История и описание

В 2011 году олимпиада по литературе была проведена впервые,  а через два года она вошла в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ, и сразу стала претендовать на получение первого уровня. Как и все олимпиады «Высшей пробы», олимпиада по литературе решает две главные задачи. Одна «альтруистическая» - показать школьникам, что филология вообще и  литературоведение в частности – это очень интересно, другая «эгоистическая» - привлечь к нам в Школу филологии факультета гуманитарных наук тех, кому нравится решение филологических задач.

Концептуальное представление о формах и видах заданий олимпиады по литературе вместе с преподавателями-филологами из НИУ ВШЭ было предложено и разработано замечательным московским учителем Сергеем Владимировичем Волковым. Главный принцип, которым руководствуются составители олимпиадных заданий обоих этапов – сделать эти задания интересными, показать, что участие в Олимпиаде занятие привлекательное само по себе вне зависимости от того, войдет ли участник в число победителей. Задания заочного этапа предполагают знание текста произведений, представлений об истории литературы, о соотнесенности текстов произведений и событий русской истории. Задания второго этапа бывают разных типов. Все типы заданий второго этапа представляют собой своего рода «лабораторные работы», которые филолог выполняет  постоянно. В первой группе заданий участник подбирает аргументы из литературных текстов, ситуаций литературной жизни, биографий авторов для выдвижения гипотез и предложения концептуальных решений той или иной литературной проблемы (Каким должен быть современный литературный журнал? Что увлекает читателя в книге? Может ли литературный текст стать источником исторических знаний?). Второй тип задания – сопоставить тексты или фрагменты текстов. Тут не бывает готовых ответов. Школьник предлагает и аргументирует самыми разными способами свои собственные решения. Третий тип заданий предполагает комментирование текста. Комментарий - самый древний и одновременно нисколько не потерявший актуальности сегодня вид филологической работы. Участник Олимпиады должен  максимально прояснить  содержание предложенного ему текста. И тут тоже, естественно, нет и не может быть «стандартных» решений. Все задания направлены на максимальное выявление вдумчивого, исследовательского, нестандартного подхода к выбранной форме задания.

Как лучше подготовиться к Олимпиаде? Рекомендуем читать несколько произведений авторов, которые вам больше всего нравятся, читать предисловия и комментарии, стараться узнавать и запоминать историю создания текста. Стоит, конечно, посмотреть темы заданий прошлых лет, разумеется, можно почитать и работы победителей, но будущий участник не должен забывать о том, что работа победителя – это вовсе  не один из «гладких» текстов, что висят в интернете на сайтах «лучших» сочинений. В работах оценивается именно мысль, наблюдение, рассуждение, даже если они не всегда сформулированы самым изящным образом.

Победители и призеры олимпиады, которые поступают в Школу  филологии НИУ ВШЭ, успешно справляются с важнейшей  частью учебного процесса – работой в научно-исследовательских семинарах. Они ведут собственные исследовательские проекты, результаты которых представляют в курсовых работах (их пишут уже на первом курсе), некоторые наши призеры и победители уже на первом курсе с докладами о своих работах выступает на международных научных студенческих конференциях.

Из впечатлений участников олимпиады сезона 2014/2015 (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены): 

«Задания замечательны. Очень порадовала возможность выбора задания из множества вариантов - каждый найдёт что-то по душе и по начитанности. Более того, осознание количества отведённого времени добавило радости. Обычно у меня с этим проблемы, а здесь я смогла практически не отвлекаться на часы и беспокойства и даже закончить немного раньше. Большое спасибо организаторам! Это, пожалуй, лучшая олимпиада по литературе из не слишком малого списка тех, в которых я участвовала». 

Мероприятия и события

Школа юного филолога

Школа юного филолога работает с 2010 года. Здесь еженедельно от преподавателей, аспирантов и студентов филологов можно узнать много увлекательного о филологии, о книгах, об авторах – современных и давних, известных и забытых.

Конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

Конкурс ориентирован на развитие творческих способностей и формирование компетенций в проектной и исследовательской деятельности. Для школьников 9-11 классов.

Летняя историко-филологическая школа для старшеклассников 

Вузы-организаторы

НИУ ВШЭ

Национальный исследовательский 
университет «Высшая школа экономики»

ОмГУ

Омский государственный
университет им. Ф. М. Достоевского


Пензенский
государственный
университет

УрФУ

Уральский федеральный университет
имени первого Президента России
Б. Н. Ельцина



Иркутский государственный 
университет

БелГУ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

РУДН

Российский университет дружбы народов

ТПУ

Томский политехнический университет

ВГУЭС

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
 

Юго-Западный 
государственный университет
 
 

Вузы-партнеры


Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова


Самарский государственный социально-педагогический университет  

  


Тюменский государственный университет

  
    Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II