История и описание (филология)
В 2011 году впервые была проведена олимпиада по литературе, а через два года она вошла в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ. В 2017 году был предложен новый тип олимпиады – олимпиада по филологии. Она наследует традиции олимпиад по литературе, но включает и задания нового типа. Как и все олимпиады «Высшей пробы», олимпиада по филологии решает две главные задачи. Одна «альтруистическая» – показать школьникам, что филология вообще и литературоведение в частности – это очень интересно, другая «эгоистическая» – заинтересовать филологической программой факультета гуманитарных наук тех, кому нравится решение филологических задач.
Олимпиада по филологии, как и все олимпиады «Высшей пробы», решает две главные задачи. Одна «альтруистическая» - показать школьникам, что филология вообще и литературоведение в частности – это очень интересно, другая «эгоистическая» - привлечь в Школу филологии факультета гуманитарных наук тех, кому нравится решение филологических задач.
Концептуальное представление о формах и видах заданий олимпиады вместе с преподавателями-филологами из НИУ ВШЭ было предложено и разработано много лет назад замечательным московским учителем Сергеем Владимировичем Волковым. Главный принцип, которым руководствуются составители олимпиадных заданий обоих этапов, – сделать эти задания интересными, показать, что участие в Олимпиаде – занятие привлекательное само по себе вне зависимости от того, войдет ли участник в число победителей. Задания заочного этапа предполагают знание текста произведений отечественной и зарубежной литературы, представлений об истории и теории литературы и языка, о соотнесенности текстов произведений и событий русской истории. Задания второго этапа бывают разных типов. Все типы заданий второго этапа представляют собой своего рода «лабораторные работы», которые филолог выполняет постоянно. В первой группе заданий участник подбирает аргументы из литературных текстов, ситуаций литературной жизни, биографий авторов для выдвижения гипотез и предложения концептуальных решений той или иной литературной проблемы (Каким должен быть современный литературный журнал? Что увлекает читателя в книге? Может ли литературный текст стать источником исторических знаний?). Второй тип задания – сопоставить тексты или фрагменты текстов. Тут не бывает готовых ответов. Школьник предлагает и аргументирует самыми разными способами свои собственные решения. Третий тип заданий предполагает комментирование текста. Комментарий - самый древний и одновременно нисколько не потерявший актуальности сегодня вид филологической работы. Участник Олимпиады должен максимально прояснить содержание предложенного ему текста. И тут тоже, естественно, нет и не может быть «стандартных» решений. Все задания направлены на максимальное выявление вдумчивого, исследовательского, нестандартного подхода к выбранной форме задания.
Как лучше подготовиться к Олимпиаде? Рекомендуем читать несколько произведений авторов, которые вам больше всего нравятся, читать предисловия и комментарии, стараться узнавать и запоминать историю создания текста, познакомиться со списком рекомендованной справочной литературы. Стоит, конечно, посмотреть темы заданий прошлых лет, разумеется, можно почитать и работы победителей, но будущий участник не должен забывать о том, что работа победителя – это вовсе не один из «гладких» текстов, что висят в интернете на сайтах «лучших» сочинений. В работах оценивается именно мысль, наблюдение, рассуждение, даже если они не всегда сформулированы самым изящным образом.
Победители и призеры олимпиады, которые поступают в Школу филологии НИУ ВШЭ, успешно справляются с важнейшей частью учебного процесса – работой в научно-исследовательских семинарах. Они ведут собственные исследовательские проекты, результаты которых представляют в курсовых работах (их пишут уже на первом курсе), некоторые наши призеры и победители уже на первом курсе с докладами о своих работах выступают на международных научных студенческих конференциях.
Из впечатлений участников олимпиады (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены):
«Задания замечательны. Очень порадовала возможность выбора задания из множества вариантов - каждый найдёт что-то по душе и по начитанности. Более того, осознание количества отведённого времени добавило радости. Обычно у меня с этим проблемы, а здесь я смогла практически не отвлекаться на часы и беспокойства и даже закончить немного раньше. Большое спасибо организаторам! Это, пожалуй, лучшая олимпиада по литературе из не слишком малого списка тех, в которых я участвовала».
Мероприятия и события
Школа юного филолога работает с 2010 года. Здесь еженедельно от преподавателей, аспирантов и студентов филологов можно узнать много увлекательного о филологии, о книгах, об авторах – современных и давних, известных и забытых.
Конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»
Конкурс ориентирован на развитие творческих способностей и формирование компетенций в проектной и исследовательской деятельности. Для школьников 9-11 классов.
Летняя историко-филологическая школа для старшеклассников
Видеозаписи лекций и онлайн-лекции преподавателей факультета гуманитарных наук по профильным направлениям факультета: истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии.