• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Журналистика

Сроки регистрации — 1 октября – 30 ноября 2015 года

Первый (отборочный) заочный этап — 5 – 20 декабря 2015 года (в строго указанное время в соответствии с расписанием)

Второй (заключительный) очный этап — 11 – 18 февраля 2016 года

Олимпиада проводится для школьников 9–11 классов.

Олимпиада вошла в Перечень на 2015/16 уч. год  (1 уровень).

История и описание | Мероприятия и события | Организаторы и партнеры

 

История и описание

Олимпиада по журналистике еще очень молода – как самостоятельная олимпиада она появилась в ряду других предметных олимпиад   Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» лишь в 2013 году.  Вместе с тем, опыт проведения олимпиадных состязаний  школьников по журналистике у нас уже был и немалый. Ранее состязания по журналистике проводились как отдельный олимпиадный профиль в рамках Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников.  В  2009-2010 гг.  школьники могли принять участие в состязаниях по профилю «журналистика» в рамках Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников по гуманитарным и социальным наукам, но после изменения в 2011 году структуры олимпиады состязания школьников по журналистике в течение двух лет не проводились. Перерыв  не столь большой, чтобы был  утрачен  многолетний опыт, поэтому несмотря на молодость по «паспорту»  на счету олимпиады по журналистике уже много интересных идей и заслуженных успехов. В 2015 году олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый  Минобрнауки РФ, получивпо оценкам экспертов Российского совета   олимпиад школьников сразу наивысший первый уровень.  Отметим также, что это первая в стране олимпиада, заявившая своим предметным полем исключительно журналистику.

Цель нашей олимпиады – дать возможность школьникам, ориентированным на получение журналистской профессии, встретиться в трудном, но захватывающем состязании и испытать радость заслуженной победы. Разработчики заданий олимпиады видят свою задачу в том, чтобы сделать олимпиаду настоящим творческим состязанием, обеспечивающим каждому школьнику радость от честной интеллектуальной борьбы. Для этого важно не только предложить увлекательные нестандартные задания и интересные темы для эссе, которые дают возможность продемонстрировать нешаблонное мышление и способности к самостоятельному творчеству, но и предусмотреть соответствие заданий возрасту участников.

Независимую, объективную оценку каждой работе обеспечивают члены жюри - внимательные и доброжелательные судьи, рассматривающие каждый текст, исходя из четких критериев и профессиональных канонов. В состав методической комиссии и жюри входят известные теоретики и практики журналистики. Среди них журналист, аналитик в сфере современных медиа, профессор НИУ ВШЭ Анна Качкаева, профессор НИУ ВШЭ, журналист и исследователь Светлана Шомова и многие другие мастера журналистики.

Олимпиада проходит в два этапа. На первом этапе, который проводится заочно, участникам предлагается двадцать тестовых заданий (вопросов) разного типа. Прошедшие на второй, очный, этап должны  написать эссе на одну из предложенных тем. В своей работе участник должен показать понимание темы, знание ее контекста владение стилем, умение ориентироваться в законах композиции, общую грамотность. Круг вопросов, которые затрагиваются темами олимпиады, широк и рассчитан не просто на человека эрудированного, но и ориентированного на получение журналистской профессии, представляющего себе ее сущность. 

Как готовиться к олимпиаде? Следите за новостями! Знакомство с материалами газет и журналов, программами различных радиостанций и телеканалов, текстами информационных Интернет-порталов позволит вам быть в курсе новостной повестки дня, хорошо представлять себе, что именно находится сегодня в фокусе внимания массовой аудитории. На сайте Вышки, в разделе «Материалы для подготовки», опубликованы названия книг, которые мы рекомендуем прочесть. Авторы этих книг - люди, оставившие весомый след в истории журналистской профессии; практики-современники, размышляющие о сложностях нашего дела; теоретики мира медиа, создающие замечательные аналитические работы. Труды и мысли этих специалистов помогут разобраться в хитросплетениях журналистского творчества, прикоснуться к тем спорам и идеям, которыми живет это нелегкое мастерство. Поскольку задания олимпиады включают вопросы на знание художественной литературы, участникам следует хорошо ориентироваться не только в произведениях школьной программы, но и в целом в литературной классике.  Смотрите замечательные фильмы («Журналист» С. Герасимова, «Доброй ночи и удачи!» Дж. Клуни, сериал «Ньюзрум» и иные), ходите в хорошие музеи, листайте энциклопедии и справочники, знакомьтесь с качественным документальным кино.… Мы не можем очертить здесь полный и окончательный перечень всего, что «надлежит знать» будущему журналисту – список этот открыт и продолжает расширяться с появлением каждой хорошей книги или качественного Интернет-ресурса. Но общий совет мы дать можем: неравнодушие к происходящему, любознательность, образное мышление, хороший вкус, чувство стиля, информационное и эстетическое чутье, столь нужные журналисту, выработаются у вас тем вернее, чем полнее будут ваши представления об окружающем мире и обширнее взгляд на него.

Ждем всех на Межрегиональной олимпиаде «Высшая проба» по журналистике». И желаем всем ее участникам успехов в подготовке, радости напряженной борьбы, а сильнейшим – заслуженной победы!

Из впечатлений участников олимпиады сезона 2014/2015 (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены): 

«Темы для эссе оказались интересными и по-своему сложными - ответить на них мог только тот, кто действительно разбирается в профессии журналиста. Было одно удовольствие писать эссе, не выдавливая из себя слова. Самым сложным оказалось выбрать тему=)»

Мероприятия и события

Летняя многопрофильная школа для одаренных детей

Школьников 8-10-х классов из всех регионов России, стран СНГ и Балтии приглашаем принять участие в работе Летней многопрофильной школы для одаренных детей по профилю «Коммуникации».

Конкурс исследовательских и проектных работ  школьников

В  марте–апреле 2016 г. старшеклассники могут принять участие в Конкурсе исследовательских и проектных работ школьников по направлению «Журналистика».


Вузы-организаторы

НИУ-ВШЭ
Национальный исследовательский
университет «Высшая школа
экономики»

БелГУ
Белгородский государственный
национальный исследовательский
университет

ОмГУ
Омский государственный
университет им. Ф. М. Достоевского

Пензенский
государственный
университет

РУДН
Российский университет 
дружбы народов

УрФУ
Уральский федеральный университет 
имени первого Президента России 
Б. Н. Ельцина


Иркутский государственный 
университет


Дальневосточный федеральный
университет

Вузы-партнеры



Алтайский государственный технический
университет им. И.И. Ползунова

МИЭТ

Национальный исследовательский университет
Московского института электронной техники



Поволжская государственная
социально-гуманитарная академия

ИТМО
Санкт-Петербургский НИУ
информационных технологий, механики и оптики

СГТУ
Саратовский государственный технический
университет им. Ю. А. Гагарина

ТГУ

Тюменский государственный университет

ЮЗГУ

Юго-Западный государственный университет



АОУ ДПО Республики Саха (Якутия)
«Институт развития образования и
повышения квалификации»

ИВИ РАН

Институт всеобщей истории РАН