История и описание (инженерные науки)

Первая предметная олимпиада по электронике была проведена в НИУ ВШЭ в 2013 году, когда в состав университета вошел Московский институт электроники и математики. В результате объединения спектр направлений подготовки университета был дополнен современными инженерными специальностями, ориентированными на подготовку профессионалов в области электроники, связи, вычислительной техники и информационных технологий.

В 2015 году олимпиада вошла в «Перечень олимпиад школьников», утверждаемый Минобрнауки Российской Федерации.

В 2017 году олимпиада получила дальнейшее развитие: была расширена предметная область тестовых заданий, изменен формат проведения очного этапа олимпиады и ее название. С этого года школьники смогут принять участие в Олимпиаде «Высшая проба» по электронике и вычислительной технике. Победители и призеры олимпиады получат преимущества при поступлении на две образовательные программы МИЭМ НИУ ВШЭ: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и «Информатика и вычислительная техника».

Цель проведения олимпиады – дальнейшее расширение интереса абитуриентов и школьников к техническим направлениям подготовки. Олимпиада способствует привлечению в МИЭМ НИУ ВШЭ талантливых и профессионально ориентированных школьников, которые не только хотят получить высшее образование, но и научиться создавать своими руками новые «умные» приборы, интеллектуальные системы и гаджеты. Эти школьники хотят изучить теорию и получить практические навыки разработки, начиная с выбора элементной базы и схемотехнических решений таких устройств и систем, и заканчивая разработкой эффективного программного обеспечения для управления подобными системами.

Олимпиада проводится в два этапа:

Первый этап – традиционные олимпиадные задания, требующие глубоких знаний школьных курсов физики, информатики, основ программирования, а также алгебры логики, принципов построения и анализа логических схем, принципов работы диодов, транзисторов и других электронных компонентов. Состязания первого (отборочного) этапа олимпиады проходят в заочном формате (в режиме онлайн тестирования) в назначенное время. К прохождению олимпиадных состязаний допускаются только зарегистрировавшиеся участники.

Второй этап – творческий. Олимпиадные состязания второго (заключительного) этапа проходят в очной форме. Задания творческого этапа состоят из теоретической и практической частей. В теоретической части задания участник должен дать развернутое описание решения предложенной задачи в области новейших компьютерных и сетевых технологий, современной микроконтроллерной и робототехники, цифровой и аналоговой электроники. В практической части творческого задания участнику может быть предложено:

  • собрать работающее электронное устройство на платформе Arduino, обладающее определенными функциям управления внешними устройствами, разработать и протестировать программное обеспечение для него;
  • собрать и настроить электронную схему на работу с заданными параметрами с помощью специального программного обеспечения для схемотехнического моделирования;
  • построить интерактивную модель измерительно-управляющей системы с помощью виртуальных приборов и средств программирования.

По окончании практического части жюри оценивает не только правильность функционирования программного или аппаратно-программного комплекса в соответствии с заданием, наличие или отсутствие ошибок, но и оригинальность принятого решения, полноту и корректность программного кода.

Мы надеемся, что участие в олимпиаде будет интересным, даст вам возможность оценить свои интеллектуальные силы и креативные способности и станет первым шагом в увлекательный мир компьютерных технологий, современной электроники и робототехники.

В 2021 году олимпиада сменила название с «Электроника и вычислительная техника» на «Инженерные науки».

Мероприятия и события

Техническая школа «Опережая время»

Для выпускников и старшеклассников, будущих студентов, которым интересно всё, что связано с физикой, математикой, информационно-компьютерными технологиями, микро- и наноэлектроникой, компьютерной и электронной инженерией.

Конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

Конкурс ориентирован на развитие творческих способностей и формирование компетенций в проектной и исследовательской деятельности. Для школьников 9-11 классов.

9–11
классы могут участвовать в профиле
2
УРОВЕНЬ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРОФИЛЮ