История и описание (русский язык)
Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку проводится с 2012 года. Она сразу привлекла к себе интерес огромного числа участников: о широком охвате олимпиады свидетельствует то, что уже в 2014 году в число победителей вошли представители 40 регионов России. Высокое качество заданий, уровень квалификации методической комиссии и жюри, широкий региональный охват, большая численность участников получили высокую оценку экспертов Российского совета олимпиад школьников — в 2015 году она вошла в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ, и ей был сразу установлен наивысший первый уровень.
Своими корнями олимпиада «Высшая проба» по русскому языку восходит к другой олимпиаде — Московской традиционной олимпиаде по лингвистике, которая проводится с 1965 года (с 2014 года — также при поддержке НИУ ВШЭ). Эта олимпиада известна своими самодостаточными задачами, составленными на материале самых разных языков мира: для их решения не требуются никакие специальные знания — нужно лишь уметь логически мыслить и анализировать приведённый материал. «Высшая проба» по русскому языку унаследовала философию Олимпиады по лингвистике: авторы олимпиадных задач считают, что в наше время, когда ответ на практически любой вопрос, требующий простого знания, можно найти в интернете, умение анализировать является гораздо большим достоинством — и именно им должен обладать победитель в том числе и олимпиады по русскому языку. При этом у «Высшей пробы» есть и свои особенности. Так, во многих задачах не существует полностью готового правильного решения: для получения высокого балла участник должен продемонстрировать свою языковую интуицию и привести свои примеры, иллюстрирующие решение. Умение привести пример обсуждаемой языковой единицы — слова, словосочетания, синтаксической конструкции, предложения — очень важно для того, кто хочет продемонстрировать интерес к устройству языка.
Многие люди уверены, что русский язык как школьный предмет — это множество правил о том, какую букву писать в слове и где ставить запятую, смешанных со скучной теорией о склонениях, частях речи и типах сложноподчинённых предложений. Ну а задания по русскому языку требуют лишь знания всех этих правил и умения их применить или описать. В какой-то степени это верно (в частности, именно это требуется в нетворческих частях ЕГЭ). Это верно и для некоторых олимпиад по русскому языку, которые либо предлагают более сложные и запутанные задания, чем обычные экзаменационные вопросы, либо требуют дополнительных знаний, не входящих в школьную программу. Но олимпиада «Высшая проба» по русскому языку принципиальным образом отличается от других олимпиад. Для того чтобы победить в этой олимпиаде, нужно представлять русский язык не как набор правил орфографии и пунктуации, исключений и терминов, а как интересный логично устроенный объект для наблюдения и анализа — именно так, как видят русский (и любой другой) язык учёные-лингвисты. Большинство задач «Высшей пробы» предлагают участникам провести небольшие исследования, анализируя приведённый в задаче языковой материал и опираясь на своё чувство языка, здравый смысл и логику. От победителя «Высшей пробы» ожидается не просто умение продемонстрировать свои знания, но умение получить с помощью имеющихся знаний новые — это и называется наукой.
В методическую комиссию олимпиады входят представители Школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, РГГУ, РАНХИГС.
Из впечатлений участников олимпиады (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены):
«Задания очень интересные! Порадовало то, что они ориентированы не только на знания, но и на смекалку».
«Задания были довольно нестандартными, поэтому решать их было особенно интересно. Уровень сложный, но это только прибавляет желания выложиться по полной, сам процесс решения заданий доставлял удовольствие».
Из отзывов в социальных сетях (стиль и орфография сохранены):
«Признаюсь в любви Высшей Пробе! Впервые я получила такое удовольствие от заданий! Русский язык произвел на меня особое впечатление и помог мне определиться с будущей специальностью. Это действительно была самая лучшая, самая интересная и самая продуктивная для меня олимпиада. Думаю, именно ей я буду обязана очень многим. А посему я вслед за многими писавшими выше "клянусь - люблю неизменно и верно" Высшую Пробу!»
Мероприятия и события
Победителям и призерам олимпиады предоставляется уникальная возможность в неформальной обстановке пообщаться с профессиональными лингвистами в Летней лингвистической школе, которая проводится ежегодно Школой лингвистики НИУ ВШЭ совместно с Институтом лингвистики РГГУ и Московским центром непрерывного математического образования. Участники школы, школьники 8-10 классов, получают шанс приобщиться к современным достижениям лингвистики, проверить свои способности и склонности, определить свои профессиональные интересы.
Факультатив по лингвистике для школьников
История факультатива насчитывает вот уже двадцать пять лет. Каждый год, начиная с 1988 года, с октября по май еженедельно проходят занятия лингвистического факультатива, в котором участвуют 10–20 учеников 7–11 классов. Факультатив был создан ещё при кафедре русского языка Историко-архивного института, ставшей впоследствии Институтом лингвистики РГГУ. С середины 2000-х годов занятия проходят в МЦНМО, а с 2012 году к организации факультатива подключилась Школа лингвистики НИУ ВШЭ (ранее факультет филологии НИУ ВШЭ). Особенность факультатива в том, что занятия представляют собой не единый курс, посвящённый какой-то области общей лингвистики, а цикл отдельных самостоятельных лекций или семинаров в исполнении специалистов в разных областях лингвистики. Для участия в занятиях факультатива предварительной записи не требуется, не нужны и документы: достаточно лишь желания узнать много интересного из мира лингвистики. Присоединиться можно с любого занятия.
Конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»
Старшеклассники, испытывающие «любовь к слову», могут принять участие в Конкурсе по направлению «Лингвистика».
Видеозаписи лекций и онлайн-лекции преподавателей факультета гуманитарных наук по профильным направлениям факультета: истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии.