• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и описание (история мировых цивилизаций)

История и описание

Идея провести отдельное соревнование школьников, глубоко интересующихся зарубежной историей, зародилась у преподавателей факультета истории НИУ ВШЭ (ныне Школа исторических наук Факультета гуманитарных наук) еще с момента создания факультета. Представляется несправедливым, что увлеченность школьников историей других стран и регионов, помимо родного Отечества, никак не поощряется. Ведь среди школьников традиционно есть те, кого с полным правом можно назвать ценителями и знатоками истории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. В 2013 году мы впервые пригласили таких ребят принять участие в олимпиаде по Истории мировых цивилизаций (ИМЦ). Начинание оказалось успешным, и c 2015 года олимпиада входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ.

Ежегодно на интеллектуальный марафон по истории мировых цивилизаций мы приглашаем тех, кто любит историю и другие гуманитарные предметы, кто склонен к размышлениям о прошлом, кому интересен весь большой мир истории человечества – с его невиданными взлетами и глубочайшими провалами. Мы ждем тех, кто любит не только отвечать на трудные вопросы, но и ставить их.

Несколько лет мы сознательно не ограничивали тематику заданий ни временем, ни регионом. 

В 2020 году мы решили поменять концепцию, поскольку 1 этап проходит дистанционно, что дает возможность участникам «заглядывать» в интенсивно пополняемые закрома интернет-ресурсов. Поэтому каждый год теперь для олимпиады по «Истории мировых цивилизаций» будет определяться набор тем, по которым и составляются задания и для 1-го, и для 2-го тура. Так что задания усложнятся, станут для участников более интересными. Вместе с тем, это даст возможность всем школьникам углубить свои знания по всеобщей истории, особенно, если принимать участие в нашей олимпиаде в течение нескольких лет. Надеемся, что такое изменение понравится участникам и сделает подготовку к соревнованию более интересной, а ответы, особенно на 2-м туре – более полными и оригинальными.  

Историю творят люди: их идеи, страсти, из ряда вон выходящие поступки и каждодневные занятия. А это значит, что школьникам пригодятся сведения из курсов не только собственно истории, но и смежных с ней дисциплин: литературы, обществознания, истории мировой и отечественной культуры. Олимпиада по истории мировых цивилизаций ориентирует на знание не только истории, но побуждает интерес к искусству, поскольку в заданиях активно используется визуальный материал. Мы стремимся сделать задания олимпиады максимально интересными и даже захватывающими.

Победители и призеры олимпиады по истории мировых цивилизаций могут «реализовать себя», став студентами образовательных программ НИУ ВШЭ по многим направлениям подготовки, в том числе – «История».

Из впечатлений участников олимпиады (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены):

«На мой взгляд, структура олимпиадных заданий, действительно, выстроена очень гармонично и сбалансировано. Три темы, которые оцениваются примерно равным образом, и около десяти заданий в целом - мне понравилось».

«Мне понравилось, что все задания были многосторонними и главное — выполнимыми. Предлагались достаточно Известные факты из всеобщей истории, но при этом нужно было не только знать их, но и понимать контекст, уметь выделять причинно-следственные связи. Для меня именно это делает «Высшую пробу» интересной олимпиадой».

«Интересные задания, над которыми пришлось поразмышлять :)»

«Очень интересные задания, хотелось бы ещё больше вопросов по истории мировых цивилизаций (всеобщей истории)» «Очень интересные задания по истории мировых цивилизаций, но было ОЧЕНЬ обидно, что в данной олимпиаде для одиннадцатого класса не было древнего мира».

«ИМЦ: очень крутое последнее задание про ВФР - мне понравился вопрос про символику. Ещё хочу отметить задание про Мартина Лютера - интересное, на подумать, хорошо охватывает тему, и есть где разгуляться. Показалось интересным то, что сами вопросы не касаются одной точки предложенного периода, а охватывают разные страны, разных людей, разные события - у человека действительно есть возможность показать свой уровень эрудиции. Отдельное спасибо за критерии - понравилось, что в олимпиаде проверяют сообразительность, осведомлённость, умение думать и анализировать, а не то, как хорошо были выучены даты и правители».

Мероприятия и события

Цикл публичных лекций по истории для школьников, которые читают преподаватели Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Видеолекции

9–11
классы могут участвовать в профиле
2
УРОВЕНЬ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРОФИЛЮ