История и описание (иностранные языки)
Известно, что Высшая школа экономики предъявляет высокие требования к уровню владения иностранным языком абитуриентами. Вступительные испытания по иностранному языку приходится держать на многие образовательные программы Вышки, тогда как в других вузах на аналогичные образовательные программы можно поступить без таких испытаний. Важность иноязычной коммуникации нашла отражение в том, что до 2013 года в состав заданий отборочного этапа наряду с заданиями по предмету олимпиады входили также задания по иностранному языку. Но олимпиадных состязаний по иностранным языкам Вышка не проводила вплоть до 2015 года. Решение о проведении олимпиады по иностранным языкам (английский, немецкий, французский) связано с открытием новой образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». В первый же год проведения олимпиады в ней приняли участие около 6 тысяч школьников, а уже через год олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ, получив высокую оценку экспертов Российского совета олимпиад школьников – ей сразу был присвоен наивысший первый уровень. С 2022 года к трем языкам профиля «Иностранные языки» был добавлен испанский язык. В заданиях по испанскому языку отражены языковые и культурные особенности Испании и стран Латинской Америки.
Создание необходимых условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных школьников, проявляющих способности к иноязычной коммуникации, развитие культуры мышления и когнитивных способностей школьников, привлечение внимания школьников к изучению языковых и культурных аспектов развития современного мира – цели, которые мы ставим, приступив к организации и развитию олимпиадных состязаний по иностранным языкам.
В состав методической комиссии и жюри вошли известные деятели науки, ведущие преподаватели НИУ ВШЭ и партнерских вузов. Большинство из них имеет опыт в организации и проведении олимпиад, научных семинаров и конференций. Среди разработчиков олимпиадных состязаний - профессора, доценты, кандидаты и доктора педагогических и филологических наук, имеющие опыт разработки различных форм стандартизированного контроля. Команда разработчиков создана Членом Президиума научно-методического совета по иностранным языкам при Министерстве образования и науки РФ, доктором педагогических наук, профессором Солововой Е.Н. С 2019 года группа разработчиков ведет свою работу под руководством Колесниковой Екатерины Алексеевны, к.п.н., доцента, руководителя Школы иностранных языков НИУ ВШЭ. По итогам олимпиады члены методической комиссии проводят многочисленные мастер-классы для школьников и методические встречи для учителей.
Особенностью Олимпиады «Высшая проба» по иностранным языкам является разнообразие заданий отборочного и заключительного этапов. Наряду с традиционными заданиями на лексику и грамматику участникам предлагаются задания, проверяющие аналитические и творческие способности, логическое мышление и академические умения, а также интеллектуальный потенциал и эрудицию учащихся. Поэтому при подготовке к олимпиаде полезно просматривать новости в интернете, слушать радио, смотреть документальные фильмы, читать художественную, научно-популярную, научно-публицистическую литературу как на иностранном, так и на русском языке.
Из впечатлений участников олимпиады сезона (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены):
«Была рада принять участие в первой «Высшей пробе» по иностранному языку! Больше всего порадовали интересные и творческие, в большинстве своем задания, требующие нестандартного подхода и «языкового чутья». Надеюсь, проведение олимпиады продолжится, и появится устный этап».
«Задания были очень интересными, отличающимися от ЕГЭ, выполнять очень понравилось. Спасибо «Высшей пробе» за возможность попробовать что-то новое».
«Интересный формат проведения олимпиады, особенно понравилось задание с составлением иллюстрированной газетной статьи. Так держать!:)»