Изменился формат заданий заключительного этапа олимпиады по обществознанию

В этом учебном году мы предлагаем новый, еще более междисциплинарный, и интересный формат заданий второго (заключительного) этапа.

Почему формат изменен?
Потому что изменились мы все. Нашей олимпиаде уже 10 лет, и мы видим, как сильно интеллектуальный портрет сегодняшнего старшеклассника отличается от того, который был в конце нулевых.
Одаренные школьники уже не ограничиваются знаниями, полученными на уроках, и в некоторых вопросах знают даже больше своих учителей. Они успешно используют множественные источники информации, доступ к которым 10 лет назад трудно было представить (возьмите, к примеру, всевозможные МООС). Они следят за новыми общественными явлениями, которые изменили наше понимание общества и эпохи, в которую мы живем («постправда», «фэйковые СМИ», «постсекулярный мир», «гибридные политические режимы» и т.д.). Они много читают и анализируют прочитанное, чтобы составить собственное мнение о мире.
Что именно изменилось?
Содержательные рекомендации остались те же – они ориентированы на требования федерального образовательного стандарта по обществознанию, с учетом профильной подготовки одаренных учеников.
Поменялся лишь формат: раньше акцент делался на написание большого эссе (которое зачастую превращалось в сочинение) и выполнение разрозненной серии задач по пяти разделам обществознания.
  • Теперь от участника требуется владеть не только писательскими, но и читательскими навыками, обладать критическим мышлением и уметь анализировать разнообразные данные об обществе (цифры, факты, статистика, диаграммы, тезисы, аргументы, интерпретации).
  • Другим важным отличием является акцент на междисциплинарность. В новом формате заданий участник должен уметь применять знания из всех разделов науки об обществе. Социологический анализ одной и той же проблемы должен дополняться политологическим, правовые аспекты увязываться с философскими и экономическими. Нам нужны не однобокие специалисты в какой-то одной сфере, а люди с широким теоретическим кругозором, которые умеют не потерять за деревьями лес.
  • Наконец, мы решили максимально приблизить задания к ситуациям из реальной жизни. В качестве опорного текста дается не научная статья авторитетного мыслителя, а публицистическая заметка на актуальную тему, изложенная зачастую в весьма полемическом ключе и допускающая различные варианты концептуализации. От вас зависит, в каких обществоведческих понятиях проинтерпретировать обсуждаемые проблемы и какую позицию отстаивать.
На что следует обратить внимание при подготовке?
  1. Используйте методы «медленного чтения».
  2. Расширяйте свои знания по всему обществоведческому циклу, не ограничивайтесь какой-то одной дисциплиной.
  3. Тренируйте навыки критического мышления и аргументации.
  4. Учитесь кратко и четко излагать свои мысли, делать правильные выводы.
  5. Участвуйте в обсуждениях актуальных тем, имеющих общественный резонанс (очень хорошей тренировкой может служить участие в дебат-клубах).
Удачи вам в подготовке и успехов на интеллектуальных состязаниях!

С материалами для подготовки можно ознакомиться здесь.