• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиады для школьников: что нового?

Участников олимпиады Высшей школы экономики для школьников в 2011 году ожидают существенные перемены в порядке проведения олимпиадных состязаний. Об этом рассказывает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ Тамара Протасевич.

— Тамара Анатольевна, Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников ГУ-ВШЭ всегда была самым массовым интеллектуальным соревнованием нашего университета для школьников. Какого рода изменения ожидают в этом учебном году участников олимпиады?

— Прежде всего олимпиада потеряла в своем названии слово «многопрофильная». В последние годы состязания школьников проводились по олимпиадным профилям, которые коррелировали с образовательными программами ГУ-ВШЭ.  Например, ребята, увлеченные математикой и планировавшие занятие ею сделать своей профессией, должны были выбирать между профилями «Математика» и «Прикладная математика» в зависимости от того, на факультете математики или на отделении прикладной математики и информатики они хотели бы продолжить свое образование. Причем расписание олимпиады не позволяло школьникам принять участие в состязаниях по нескольким профилям. В 2011 году олимпиада школьников будет проводиться по отдельным общеобразовательным предметам — экономике, математике, праву и обществознанию, а формат и расписание состязаний позволит школьникам принять участие в нескольких олимпиадах. Естественным продолжением таких перемен будет предоставление победителям и призерам олимпиад по отдельным предметам преференций при поступлении в Вышку на образовательные программы нескольких факультетов и отделений. В частности, победителей и призеров олимпиады по математике будут ждать не только на факультете математики, но и на отделении прикладной математики и информатики, факультетах экономики, социологии, бизнес-информатики и других. Информация о соотнесении олимпиад и факультетов (отделений) ГУ-ВШЭ приведена на странице «Межрегиональная олимпиада школьников» портала Высшей школы экономики. Хотела бы предупредить, что к этой информации нужно относиться как к ориентиру, так как окончательное решение по вопросу предоставления льгот победителям и призерам олимпиад принимает Ученый совет ГУ-ВШЭ. И такое решение Ученому совету еще предстоит принять по окончании олимпиадных состязаний в мае 2011 года.

Утрата в названии слова «многопрофильная» компенсируется длинным перечнем в ее названии аббревиатур вузов, которые в 2011 году наравне с ГУ-ВШЭ примут участие в организации и проведении олимпиады. Нашими партнерами стали вузы занимающие лидирующие позиции в российском высшем профессиональном образовании, многие из них имеют статус национальных исследовательских университетов. Для участников олимпиады расширение количества организаторов оборачивается ростом ценности успешного выступления на олимпиаде: победители и призеры получат льготы при поступлении не только в ГУ-ВШЭ, но и в вузы, ставшие со-организаторами олимпиады.

— Складывается впечатление, что участникам олимпиады чаще придется сталкиваться с проблемой выбора. Так ли это?

— Да, это действительно так. Например, школьники, которые мечтают профессионально заниматься экономикой, могут получить льготы при поступлении на факультет экономики ГУ-ВШЭ, став победителями и призерами хотя бы одной из олимпиад — по математике или экономике. Уже сейчас многим предстоит определиться, в каком предмете они сильнее и в какой из олимпиад успех более достижим, на подготовке к этой олимпиаде и нужно сосредоточить свои усилия. Особенно трудно, полагаю, будет круглым отличникам, хотя возможность принять участие сразу в нескольких олимпиадах снижает остроту такого выбора.

Победители и призеры олимпиад вновь столкнутся и с другим выбором — выбором вуза и факультета. К примеру, высшее профессиональное экономическое образование можно получить и в Уральском федеральном университете имени Б.Н. Ельцина, и в ГУ-ВШЭ, и в Белгородском государственном университете (я еще не все вузы перечислила) — какой выбрать? Не избежать проблемы выбора и тем, кто ориентирован на обучение только в Вышке — факультет экономики или Международный институт экономики и финансов, а, может, факультет мировой экономики и мировой политики? Подготовку по направлению «Экономика» можно получить на любом из этих факультетов. Широкие возможности рождают проблему выбора. Ко мне на форум уже обращаются школьники с просьбой помочь определиться, в какой олимпиаде им лучше принять участие. Не могу дать определенного совета. Придется решать самим — взрослая жизнь требует самостоятельных решений.

— Вы упомянули о таких профилях, как журналистика, психология, история. Среди олимпиад, которые вы перечислили, нет тех, в которых могли бы участвовать школьники, интересующиеся этими олимпиадными профилями. То же самое можно сказать и об информатике. Как вы можете это прокомментировать?

— Дело в том, что в 2011 году Вышка в сотрудничестве с другими вузами проводит еще ряд олимпиад. Это межрегиональная олимпиада школьников по истории, которую мы проводим совместно с Уральским федеральным университетом имени Б.Н. Ельцина. Кстати, школьники, которые хотели бы продолжить изучение мировой политики, должны ориентироваться на участие именно в этой олимпиаде. Вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом  информационных технологий, механики и оптики мы проводим открытую олимпиаду школьников «Информационные технологии», стали со-организатором олимпиады «Ломоносов» по психологии.

Для школьников, проявляющих интерес к филологии, ГУ-ВШЭ проводит олимпиаду по литературе, но эта олимпиада не входит в утвержденный Минобрнауки России Перечень олимпиад школьников в 2010–2011 учебном году. Олимпиадные состязания по литературе пройдут в один этап в марте 2011 года для школьников 9-х — 11-х классов.

— Не изменится ли сам порядок проведения вузовской олимпиады — количество этапов, условия участия в них школьников?

— Да, участников олимпиад здесь тоже ждут перемены: этапов будет, как и в прошлом году, два (причем, для всех параллелей классов, что тоже новое в сравнении с прошлым годом), а вот сроки и формат их проведения изменятся. Приказом Минобрнауки России №1006 12 октября 2010 года утверждены изменения, которые вносятся в Порядок проведения олимпиад школьников. Первый (отборочный) этап должен быть завершен не позднее 31 января, второй (заключительный) этап — не позднее 31 марта. Оргкомитет олимпиады, взвесив в сложившихся условиях все «за» и «против», принял решение проводить первый (отборочный) этап в заочной форме.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее как будут проходить состязания первого этапа?

— Школьники по итогам регистрации получат логины и пароли для доступа в систему проведения олимпиады. Состязания заочного этапа будут проводиться в соответствии с расписанием. В отведенное время участник, зарегистрировавшись в системе проведения олимпиады, получит доступ к заданиям случайным образом выбранного варианта. По истечении выделенного на выполнение заданий времени система автоматически прекратить доступ к заданиям и учтет ответы, которые даны. Принять участие в олимпиадных состязаниях участник может только один раз с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. В настоящее время уточняется порядок проведения состязаний заочного этапа, согласовывается расписание, разрабатывается регламент и прочее. По мере готовности информация будет публиковаться на сайте олимпиады. Чтобы участники могли познакомиться с системой проведения олимпиад, оргкомитет планирует в январе накануне состязаний заочного отборочного этапа провести тренировочную сессию.

— Каков принцип градации олимпиад, что значит олимпиады первого, второго и третьего уровней, в чем принципиальная разница в уровнях олимпиад?

— Олимпиады подразделяются на уровни в зависимости от качественных и количественных критериев, утверждаемых Минобрнауки России, с учетом результатов контроля проведения олимпиад. До сих пор немаловажным критерием было общее количество участников олимпиады: первый уровень — это свыше 3000 участников, второй уровень — более 1500 участников, и наконец, третий уровень — более 300 участников. С 2010–2011 учебного года уровень олимпиады будет определяться после проведения олимпиады на основе анализа результатов проведения олимпиады.

— Кто может стать участником заключительного этапа? Есть ли ограничения на количество победителей и призеров олимпиады?

— Участниками заключительного этапа становятся победители и призеры отборочного этапа. Причем, количество победителей и призеров на каждом этапе может быть не более 35% от количества участников олимпиады этого этапа, причем победителей — не более 10%. В прошлом году во второй этап выходили те, кто показал наилучшие результаты по сумме баллов, набранных в нескольких олимпиадных состязаниях. В этом году при определении участников, вышедших во второй этап, акцент будет сделан на результаты, которые участник покажет в состязаниях по профильному предмету при условии обязательного участия во всех олимпиадных состязаниях.

— Наверное, самый животрепещущий вопрос для школьников, каким образом эти изменения отразятся на льготах победителей и призеров олимпиады?

— Льготы победителям и призерам олимпиад, в этом году поступающим в высшие учебные заведения, остаются по сути прежними: зачисление без вступительных экзаменов или 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Школьники 9-х и 10-х классов, ставшие победителями и призерами олимпиады, получают право в следующем учебном году участвовать сразу в заключительном этапе. Десятиклассников, которые стали победителями и призерами олимпиады в прошлом году, волнует вопрос, сохранилось ли за ними в «эпоху перемен» право участия сразу в заключительном этапе олимпиады, минуя отборочный. Спешу успокоить — все обещания будут выполнены, причем не только для тех, кто примет участие в нашей олимпиаде, где мы «первая скрипка», но и для тех, кто будет принимать участие в олимпиадах, в которых ГУ-ВШЭ выступает в качестве со-организатора.

— Какова география проведения Межрегиональной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ в этом году?

— При проведении отборочного этапа в заочном формате имеет смысл говорить только о географии проведения второго этапа. Сейчас с определенностью можно сказать, что второй этап пройдет во всех городах, где располагаются вузы — со-организаторы. Это Екатеринбург, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Томск. Как и в прошлом году, мы будем проводить олимпиаду в Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдове, Украине. Управление по работе со странами СНГ и Балтии ведет сейчас большую работу по поиску площадок для проведения олимпиад ГУ-ВШЭ в странах СНГ и Балтии. Окончательный перечень региональных площадок, где состоится второй заключительный этап, определится в феврале. Несмотря на то, что олимпиада имеет широкую географию, все состязания начнутся в одно и то же время по московскому времени. Возможно, будет сделано исключение для восточных регионов. В этом случае для региональных площадок на востоке России будет разработан другой, равноценный, комплект олимпиадных заданий.

— Ведется ли какая-то работа, чтобы помочь школьникам адаптироваться к новым условиях проведения олимпиады и успешно к ней подготовиться?

— Мы стараемся, как можем, помочь школьникам подготовиться к участию в  олимпиаде, причем и тем ребятам, кто живет территориально далеко от ГУ-ВШЭ. Методические комиссии разработали перечень и содержание тем олимпиадных состязаний, которые опубликованы на нашем сайте. Разработаны и опубликованы демонстрационные версии олимпиадных заданий, методические указания по подготовке к олимпиадным состязаниям. Работают две площадки интернет-консультаций по экономике и по информатике. Завершается разработка онлайн-ресурса для проведения интернет-консультаций по другим предметам. Приступили к записи видео-курса «Экономическая теория: вводный уровень». Лекции прочтут известные всем школьникам, интересующимся экономической теорией, преподаватели ГУ-ВШЭ Елена Владиславовна Савицкая и Татьяна Юрьевна Матвеева. Надеюсь, что в совокупности все эти возможности позволят школьникам, которые территориально удалены от Вышки, успешно подготовиться к олимпиадным состязаниям.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ