• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и описание (история)

Олимпиада «Высшая проба» по истории проводится в Вышке ежегодно с 2012/2013 года. Цель олимпиады – привлечь на образовательные программы НИУ ВШЭ талантливых абитуриентов, интересующихся исторической наукой. При составлении заданий мы стараемся показать ребятам, какие знания, умения и навыки могут пригодиться студентам-историкам во время учебы в университете. Ниже вы найдете несколько полезных советов, которые пригодятся всем при подготовке к нашей олимпиаде.

Пожалуй, главное, что должен уметь хороший историк, – анализировать исторические источники. Чтобы справиться с текстом источника, его следует прежде всего внимательно прочесть, обратив внимание даже на незначительные детали. Далее следует установить, когда и зачем мог быть написан этот текст. Немаловажное значение имеет и то, кто и при каких обстоятельствах мог его написать. Вопросы такого рода встретятся обязательно.

Часто надо будет подключать и логическое мышление. Предположим, попадается вопрос, кого из русских святых не стало раньше – св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос сложный, ведь, если верить справочникам, между смертью первого (15 июля 1015 года) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она, как легко можно предположить, началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир скорее всего умер раньше, чем св. Борис.

Историк не может быть узким специалистом. Чтобы успешно решить все задания, нужно разбираться не только в войнах и реформах, но и в истории искусства, классической литературе, а также иметь базовое представление об этапах развития науки и техники. Все это такие же части российского прошлого, как и войны, реформы и биографии правителей. Важно помнить, что историческое знание крайне многообразно и не сводимо только к политической истории.

Как готовиться к нашей олимпиаде? Во-первых, внимательно читать учебники и учебные пособия. Во-вторых, всем крайне пригодится курс лекций В. О. Ключевского, давно ставший классикой для всех, кто занимается российской историей. Другая полезная литература перечислена в методических рекомендациях. В-третьих, следует обратить внимание на Интернет-ресурсы вроде «ПостНауки», «Арзамаса», а также видеолекций преподавателей Школы исторических наук НИУ ВШЭ. Некоторые из лекторов периодически участвуют в составлении и проверке олимпиадных заданий, наряду с экспертами ЕГЭ, преподавателями Лицея НИУ ВШЭ, авторами школьных учебников и членами Российской академии наук.

Напоследок – несколько практических рекомендаций. Во-первых, внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно то, что вас спрашивают. Пространные рассуждения не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию» (таких мы вообще не присуждаем), но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки: они решат, что участник не видит и не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать красиво и креативно, продемонстрировать личностный подход и т. п. На бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о ваших знаниях такие фразы ничего не говорят.

Во-вторых, соблюдайте указанную форму ответа. Если требуется написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате – можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг загаданный персонаж был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии, не Трофимовичем, а Терентьевичем. Для историков это огромная разница. Ошибка в том, о чем не спрашивали, – это все равно ошибка, и она повлияет на итоговый результат.

Наконец, не расстраивайтесь, если что. В конце концов, низкие результаты на олимпиаде – это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Наши требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях – победа высшей пробы!

Мероприятия и события

Летняя историко-филологическая школа для старшеклассников

Видеолекции

Видеозаписи лекций и онлайн-лекции преподавателей факультета гуманитарных наук по профильным направлениям факультета: истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии.

7–11
классы могут участвовать в профиле
1
УРОВЕНЬ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРОФИЛЮ